...

Каким должен быть руководитель

29.11.2019

Быть руководителем большой компании непросто. Не только потому, что директор обязан обладать необходимыми коммерческими и организационными талантами. Дело в мере ответственности: за сотрудников, за конечный продукт компании, за взаимодействие с клиентами и партнерами. О тонкостях управления компанией беседуем с основателем ГК «Амалит» Святославом Леонидовичем Можеем.

Какими личными качествами должен обладать успешный руководитель?

На первом месте должно быть трезвомыслие. Хочу проиллюстрировать свое интервью высказываниями «отца теории менеджмента» Питера Друкера: «Менеджмент – это умение делать что-то правильно». «Лидерство – это умение делать правильные вещи».

Правильные с какой точки зрения?

С точки зрения экономики и здравого смысла. «Руководитель – человек, который руководствуется не своими желаниями, а тем, что нужно сделать». Вот это и есть трезвомыслие.

Еще энергичность, конечно. Без нее что руководитель может сделать? Должна быть и определенная доля риска: если всего бояться, далеко не уйдешь…

Разве можно точно знать, «как нужно»?

Руководитель должен это чувствовать. И еще: «Задача руководителя – научиться соединять всех людей вместе, научить их работать вместе, сделать их сильные стороны эффективными, а слабые - несущественными». Это очень важно: не раздувать недостаток сотрудника, а сконцентрироваться на его таланте, на том, что он может дать компании. А недостаток «закрыть» другим сотрудником, например.

«Руководитель – это связующее звено между тем, что происходит внутри компании, где существуют только расходы, и тем, что находится за ее пределами».

В современном мире руководитель должен еще много учиться, тренироваться. Почему Суворов взял Измаил, неприступную по меркам того времени крепость, при превосходящей численности войск противника?

Кстати, риск и уверенность в победе тоже сыграли немалую роль в успехе штурма!

Да! Суворов говорил спустя много лет, что на штурм подобной крепости можно было решиться только один раз в жизни… Но решающую роль сыграла подготовка: шесть дней великий полководец обучал войска штурмовать макеты высоких крепостных стен Измаила. И еще нужно сказать, что перед штурмом и офицеры, и солдаты наложили на себя пост и усердно помолились.

Можете подробнее раскрыть роли руководителя внутри компании и вне ее?

Внутренние я уже перечислил… Еще одна из ролей руководителя: при создании компании, ее позиционировании важно, чтобы у нее была четко сформулированная цель и миссия, должны быть объединяющие ценности.

Приведу пример, может быть, не совсем в тему: почему Россия победила во второй мировой войне? Потому, что все слои общества объединились для одной цели. В то время разные люди по-разному относились к советскому государству: кто ненавидел его, кто, наоборот, превозносил, но когда началась война, все забыли свои разногласия ради единой цели: «Все для фронта, все для Победы!» Церковь, гонимая государством, организовывала сборы средств, благословляла на борьбу с врагом. Даже заключенные концлагерей рвались на фронт.

Так же и в компании: должно быть «мы», а не «я», должно быть единство. У всех должны быть единые ценности. 

IMG_0669.JPG

И их формирует руководитель?

Он их должен выявить. И сформулировать для всех, совместно с другими значимыми лицами компании.

Когда человек поступает на работу, он сравнивает свои ценности с ценностями компании, интересуется ее целями, миссией. И, может быть, сразу понимает, подходит ему это место работы или нет.

Одна из функций руководителя – поощрять сотрудников, когда они привержены единым целям и миссии компании. Руководителю приходится выполнять и полицейскую функцию: корректировать деятельность сотрудников и наказывать за невыполнение миссии.

В выборе целей компании немаловажно понимать, чего от нас хочет клиент, покупатель. По Друкеру, цель компании – не обогатиться с целью стать счастливыми, а выполнить потребности клиента!

Более того, Друкер считает, что каждая компания должна нести социальную миссию.

В чем она конкретно выражается?

Как вариант, компания должна заниматься благотворительностью. В самой деятельности компании может быть заложен высокий смысл – помощь людям. Простой пример: компания, разрабатывающая лекарства от рака.

А какова цель «обычных» компаний, производящих какие-либо товары?

Сделать жизнь людей лучше. Принести им счастье, радость.

И обратно, как может сделать людей счастливыми компания, которая производит вредные, медленно убивающие людей товары, разрушающие их психику? Которая обманывает людей? Такие компании вряд ли просуществуют долго…

Еще одно из важных качеств руководителя, по Друкеру, - умение спрашивать и умение слушать. Он консультировал многих руководителей больших корпораций и говорил им, особенно молодым, что нужно научиться на время останавливаться, чтобы подумать, и только после этого принимать решение.

Если говорить о сувенирах, они тоже несут в себе заряд, который может быть и деструктивным. Нужно задаваться вопросом: в масштабах страны компания несет созидание или разрушение? Поэтому наша компания отказалась от рекламы алкоголя, сигарет – это убивает каждого из нас и страну в целом.

лидер.jpg

Очень большое значение имеет корпоративная культура. Она основывается на базовых ценностях. У меня в руках книга «Лидер и племя», авторы Д. Логан, Д. Кинг и Ф. Райт. Авторы рассматривают 5 уровней корпоративной культуры. Человек должен осознать ответственность за целое, за «мы», и тогда в коллективе будет процветать взаимопомощь, не будет карьерного роста со скачками «по головам». Сотрудники такой компании понимают, для чего они трудятся.

Авторы также считают, что у компании должна быть высшая цель. Когда сотрудники объединяются вокруг нее, производительность резко возрастает. Причина - отсутствие внутренней конкуренции, разобщенности в коллективе.

В книге упоминаются инструменты, которыми оперирует руководитель для повышения корпоративной культуры?

Да, но, чтобы перечислить их, придется пересказывать всю книгу. Одна из задач лидера – найти общие ценности, объединяющие «племя» - коллектив. Он выявляет, на каком уровне культуры находится компания.

А на каком уровне корпоративной культуры находится компания «Амалит»?

У нас несколько групп сотрудников, и это нормально, когда части коллектива находятся на разных уровнях корпоративной культуры. Я вижу у сотрудников и 3-й, и 4-й уровень. Самые продуктивные уровни, напомню – это 4-й и 5-й.

У Вас есть стратегия улучшения уровня культуры Вашей компании?

Надо немного скорректировать наши корпоративные ценности, нужно «дотягивать» людей до четвертого уровня.

Миссия компании Амалит.jpg

Миссия как документ у нас давно уже есть, она сформулирована мною. Теперь нужно соотнести ценности компании с ценностями каждого сотрудника и наоборот.

Давайте зачитаем положения нашей Миссии.

1.       Мы стремимся увеличивать объем выпуска и продаж сувенирной продукции, приносящих пользу людям и стране.

Это чисто экономическая и стратегическая цель. А вот о ценностях:

2.       Мы любим и ценим наших клиентов.

Это должен быть п.1, согласно цитируемым Вами авторам…

Миссия была сформулирована задолго до выхода этих книг.

3.       Мы руководствуемся принципами взаимоуважения и честности, не испытываем вражды к людям и поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы и другие поступали с нами.

Взаимоуважение – это как раз то, о чем говорит Друкер. Честность – одна из базовых ценностей для объединения людей.

4.       Каждый сотрудник должен посвятить себя полностью делу компании и стать его частью.

Тоже базовая ценность для компании.

5.       Мы не знаем слов: «Это не мое дело…», «Мне за это не платят…» и т.д. Каждый сотрудник всегда готов прийти на помощь другому.

Этот текст уже относится к 4-му уровню корпоративной культуры. «Все – наше», «мы», а не «я».

6.       На работе – только работа.

Это о чем? На работе мы не сидим в соцсетях, не заказываем холодильник с доставкой на дом, не отвлекаемся на посторонние темы, мы объединены общей целью, а не своей частной.

7.       Мы стараемся по возможности уделять достаточно времени, сил и средств на дела благотворительности и милосердия.

Высшая цель уже прописана в нашей миссии, хотя она создана много лет назад…

8.       Мы не останавливаемся на достигнутом, потому что мы должны быть еще лучше, чем мы есть!

Японская философия менеджмента проповедует непрерывное совершенствование и саморазвитие. Компания должна постоянно обновляться. Над этим надо работать…

В ближайшее время мы уточним и улучшим миссию нашей компании путем коллективного обсуждения.

Спасибо за интервью! Успешного развития и совершенствования Вашему бизнесу!

Благодарю!

 

 




Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ
...
Амалит
Адрес: Каширское шоссе д. 13А, стр.1 115230 Москва,
Телефон: +7 499 430 01 48 График работы: